издается с 1879Купить журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти

Виктор КонецкийНесколько фактов о крейсере «Аврора», которых нет в школьных учебниках09:45Родина — Федеральный выпуск: №3(316)поделиться
11 (24) мая 1900 года в 11 часов 15 минут под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей в Новом Адмиралтействе на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора». Он получил имя в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
Израненная, но не сдавшаяся «Аврора» после Цусимского сражения.
Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера «Аврора», где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он очень любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.
В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не только о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но потом вдруг потянулись за платками…
Письмо Виктора Конецкого не было опубликовано изданием, в которое посылалось. Опустим за давностью лет название той газеты и имя автора статьи, возмутившей писателя.
Игорь Коц, шеф-редактор «Родины»
«Получив в бою 18 снарядов…»
Посмотрим статью лихого марсофлота Л.
Я его так панибратски называю, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи — «Пиратский крейсер».
«Корабль сомнительной славы, — пишет он, — участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива — крейсер прорвался в Манилу».
Здесь самое интересное слово «даже» и еще «на дне Цусимского пролива».
Корабли гибнут не «на дне», а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов…
Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.
«Что тебе снится, крейсер «Аврора», в час, когда утро встает над Невой?»
Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится «Авроре», очень много. Возьмем сборник статей «Русское военно-морское искусство», том 2-й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера «Аврора»:
«Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров.
Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: «Успеется, после, теперь некогда!» Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном».
Вы пишете: «Аврора» — памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному».
Неужели автор не знает разницы между бунтом и революцией?
Л. пишет: «Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в замкнутом помещении кают и кубриков?»
Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили «в замкнутом помещении»? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице «Астория». А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое замкнутое пространство!
Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.
Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь — это тонкая веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.
«Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса», ясное дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?
Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание «Авроры» в Сиам (осень — зима 1911 — 1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны были озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех поваров с собой привез и 500 бутылок шампанского.
Вы пишете дальше: «…моряки «Авроры» вместе с «буревестниками революции» из Кронштадта пытались захватить Петроград в июле 1917-го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу «крейсера революции…»
Да не стреляла (у Вас «обстреливала») «Аврора» по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.
А дальше, простите меня, господин Л., писать не могу — тошнит. Закончу так: негоже кусать материнские титьки, коли зубки прорезались.
Капитан-лейтенант Виктор Конецкий
_______________
Только факты
В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
25 октября 1917 года дал холостой выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С «Авроры» было передано написанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России!»
С 1923 года стал учебным судном.
В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
17 ноября 1948 года бросил якорь на месте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.




















